Описание проекта
Цель проекта:
Исследовать взаимосвязи науки физики с другими науками и сторонами окружающего нас мира.
Задачи проекта:
- расширение, углубление, систематизация, обобщение и закрепление знаний по дисциплинам образовательных программ школьных предметов;
- формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала предметов с учётом междисциплинарных связей;
- приобретение и совершенствование самостоятельных навыков проведения научно-исследовательского поиска;
- развитие творческого интереса учащихся к области информационно-компьютерных технологий;
- приобретение и закрепление практических навыков самостоятельной работы с использованием информационно-компьютерных технологий.
Содержание проекта:
По своему содержанию телекоммуникационный проект «Физика вокруг нас» имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники должны показать степень овладения ими учебного материала по физике и соответствующим предметам и вопросы взаимопроникновения физики в другие области практической деятельности человечества. С другой стороны, участники проекта, опираясь на учебный материал школьного курса физики с привлечением дополнительного материала из других областей науки и практической деятельности человека, могут продемонстрировать свои способности к обобщению, систематизации, новому изложению известного материала, а также к самостоятельному выполнению научного поиска и первых шагов в науку.
Учебные предметы и дисциплины, близкие к изучаемому вопросу:
Физика, математика, биология, природоведение, география, история, литература, спорт, анатомия, информатика, быт.
Участники проекта:
Участники-исполнители: учащиеся 8-11 классов средних общеобразовательных учреждений (школьники, гимназисты, лицеисты).
Участники-консультанты: преподаватели по соответствующим предметам.
Работы могут быть выполнены как отдельными авторами, так и авторскими коллективами (не более 3 человек).
Основные направления исследований:
1. Физики и лирики,
Кроме указанных направлений участники проекта могут предложить другие направления, ориентированные на раскрытие в исследованиях междисциплинарных связей ФИЗИКИ с другими предметами, науками и областями практической деятельности человека.
Результаты проекта:
Результаты своих исследований участники проекта оформляют в виде доклада с презентацией на научно-практическую конференцию «Твой первый шаг в науку» (апрель, Саратовский государственный технический университет).
Авторы проекта гарантируют публикацию научной статьи или тезисов докладов в научном сборнике по рекомендации экспертного совета проекта, а также размещение информации на сайте проекта.
Если в работе участника проекта отражены собственные исследования и разработки, то возможно дальнейшее изучение выбранной темы направления под руководством специалистов Саратовского государственного технического университета с целью реализации исследования и внедрения в практику.
Лучшие работы будут оценены грамотами и призами.
Естествоиспытатели открывают всего лишь то, что
есть, а гуманитарии – даже то, что могло бы быть.
Болеслав Пашковский
Давно известен спор сторонников двух начал: рационального, разумного, научного и иррационального, эмоционального, чувствительного (к примеру, спор через столетие немецкого поэта И. Гёте с английским учёным-физиком И. Ньютоном и др.). Сторонники эмоционального и чувственного восприятия окружающего мира, в частности, писатели, романисты, фантасты, поэты, баснописцы, художники, скульпторы, сценаристы, режиссёры, постановщики и многие другие работники искусства не раз обращались к теме науки, образования, рациональности, разума и пр. При этом в зависимости от степени осведомлённости и научной подготовленности работники искусства в своих произведениях попадали в одно из трёх положений:
1. положение курьёзности, абсурдности, нелепости и даже нелогичности, когда описанные в произведении сюжеты находятся в противоречии с научными положениями (в частности, с положениями физики);
2. положение согласованности художественных образов, приёмов, сюжетов фундаментальным и прикладным положением науки (в частности, физики);
3. положение предсказания, предвидения, прогнозирования правильного развития в дальнейшем науки (в частности, физики).
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. Физика и цирк.
2. Физика цвета.
3. Физика и музыка.
4. Искусство и физика.
5. Физика в литературных произведениях.
6. Может ли физик быть литератором и наоборот?
Участники проекта по данному направлению могут предложить и другие темы исследовательских работ, свидетельствующие о наличие междисциплинарных связей между физикой и искусством.
Каждый выдающийся исследователь вносит свое имя
в историю науки не только обственными открытиями,
но и теми открытиями, к которым он побуждает других.
Макс Планк
В рамках данного направления могут быть выполнены исследования, в которых будут описаны интересные исторические факты, связанные с открытием тех или иных физических законов и явлений, приведены интересные биографические данные из жизни великих ученых-физиков, факты курьёзности и абсурдности, их ошибок и заблуждений.
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. История физики (история разделов физики – механики, электромагнетизма, теплофизики, молекулярной физики и пр.).
2. Истории великих открытий в физике.
3. От великого до смешного одни шаг (курьезные факты в истории развития физики).
4. Научное и лженаучное в физике.
5. Ошибки ученых в физике.
6. Озарение и вдохновение в науке.
7. Подвиги и трагедии ученых-физиков.
8. Ничто человеческое мне не чуждо (о характерах и фактах из жизни великих ученых-физиков).
9. Неизвестные имена ученых в физике.
10. Научная эстафета: кто первый?
11. Современные проблемы физики.
12. Цивилизация и физика (XXI век).
13. Эволюция человека и физика.
14. От Ньютона до Эйнштейна.
15. От Леонардо до Королева.
16. От Галилея до Физо.
17. Эйнштейн, Пуанкаре, Гаусс, Ньютон, Лейбниц – кто Вы?
Исследования, выполненные по тематике данного направления телекоммуникационного проекта «Физика вокруг нас», должны содержать материал, характеризующий проявление междисциплинарных связей между физикой и географией:
- проявление тех или иных физических явлений и законов в ходе соответствующих географических открытий;
- проявление уникальных физических явлений в соответствующих уголках земного шара;
- проявление связей между физикой и географией в иcтории тех или иных географических объектов (стран и материков, морей и океанов, рек и озер, гор и низменностей, городов и местностей, островов и полуостровов и пр.).
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. Физическая география.
2. Физическая астрономия.
3. Геофизика и катаклизмы.
4. Геофизические поля.
5. Физика и энергетика Земли.
6. Теплофизика Земли.
7. Электромагнитофизика Земли.
8. Оптические явления на Земле.
9. Механика Земли.
Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток,
что они рассматривают природу исключительно с объективной
стороны, забывая о субъективной стороне ее.
Артур Шопенгауэр
В работах данного направления проекта может быть раскрыто проявление причин и механизма действия соответствующих природных явлений с точки зрения физических явлений и закономерностей. Особого внимания должны заслуживать те работы, в которых на основе фундаментальных положений физики делаются попытки предсказать и прогнозировать возможность наступления природных катаклизмов (землетрясений, извержений вулканов, цунами, схода ледников и снежных лавин, наводнений, обильных осадков, гроз, ураганов и пр.).
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. Физика в природе.
2. Природа – физическая лаборатория.
3. Необыкновенная физика обыкновенных явлений.
4. Обыкновенная физика необыкновенных явлений.
5. Размер – микро, эффект – макро (от микромира к макромиру).
6. От бриза до цунами (термодинамика в природе).
7. Физика от зари до зари.
8. Физика летом, осенью, зимой и весной.
9. Физика северного сияния.
10. Физика молнии.
11. Физика капли.
12. Закон всемирного тяготения и физика гравитации.
13. Колебания вокруг нас.
14. Народные приметы и физика.
15. Молекулярная физика воздуха.
16. Физика и энергетика моря.
17. Физика и энергетика атмосферы.
18. Электричество в природе.
19. Центробежная сила в микромире, макромире и мегамире.
20. Способы перемещения в природе и технике.
Живой организм человека давно рассматривается как настоящий полигон для проявления всего многообразия физических явлений и закономерностей. М. В. Ломоносов утверждал, что физиолог «…должен давать из физики объяснения причин движения животного тела» (т.е. живой материи). То же самое утверждал немецкий физик и врач XIX века Ю. Майер, открывший закон сохранения энергии в 1842 г.: «Сейчас нельзя обойтись без знания физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов…».
В ХХ веке на границе между биологией и физикой появилась интегральная наука – биофизика, а также ее отдельные частные науки (биомеханика, биоакустика, биоэлектромагнетизм, биотеплофизика и пр.).
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. Зачем нужны человеку аэроионы?
2. Физические явления и законы в организме человека.
3. Биоэнергетика и биотеплофизика.
4. Физика и наше здоровье (физика и медицина).
5. Физика и биология (биофизика).
Истинная и законная цель всех наук состоит в том,
чтоб наделять жизнь человеческую новыми
изобретениями и богатствами.
Фрэнсис Бэкон
В содержание исследований данного направления проекта предлагается включать материал, отражающий факт многогранного проявления практически всех физических явлений и закономерностей в бытовых условиях (на кухне, в ванной, на балконе, в саду и пр.).
Предлагаем вам следующие темы для исследований:
1. Теплофизика в быту.
2. Физика на кухне.
3. Физика в ванной.
4. Физические опыты дома.
5. От чайника до ТЭЦ.
6. Термодинамика и быт.
7. Почему поют трубы и провода.
8. Маятники вокруг нас.
9. Физика капли и струн.
10. Физика цветомузыки.
Наука – это спорт, гимнастика ума, доставляющая
мне удовольствие.
Альберт Эйнштейн
Citius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!) – эти три латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях. Однако на пути к спортивным достижениям и к олимпийскому золоту стоят преграды, определяемые прежде всего проявлением тех или иных физических явлений и закономерностей. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха. Таким образом, знание законов физики необходимо даже спортсменам, тренерам, спортивным врачам и др.
В работах по данному направлению предлагается отразить материал о прямом и косвенном влиянии физических закономерностей на спортивные достижения:
1. Физика, развлечения и спорт.
2. Спортивные достижения с помощью физики.
Наука – не предмет чистого мышления, а предмет мышления,
постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого
практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.
Дж. Бернал
Принято считать, что техника – это материализация физических законов. Физика – это научный фундамент техники. Едем ли мы на троллейбусе или в электричке на учебу, плывем ли мы в отпуске по морю на теплоходе, отправляемся ли мы в космос на космическом корабле или путешествуем на орбите вокруг Земли на орбитальной станции – в любом случае нашему путешествию помогают десятки или даже сотни физических законов и явлений, поставленных учеными на службу человеку.
Раскрытие этих вопросов составляет содержание работ, посвященных темам данного направления:
1. Теплофизика и теплотехника.
2. Электрофизика и электротехника.
3. Оптика и светотехника.
4. Колебания в физике и технике (механические и электрические).
5. Электрический транспорт.
6. Физика и автомобиль.
7. Физика полета.
8. Физика и космос.
9. Баллистическая физика.
10. Бросим деньги на ветер (о ветроэнергетике).
11. Преобразование энергии в природе, быту и технике.
12. Теплофизика и ТЭЦ.
13. Теплоэнергетика и топливо.
14. Устойчивость в физике и технике.
15. Плавание тел и кораблей.
16. Звук, ИЗ, УЗ и ГЗ.
17. Методы определения параметров микрочастиц.
18. Тайна самосинхронизации.